мосты сараево

Достопримечательности Сараево: мосты, часть 2

Достопримечательности Сараево: мосты, часть 2

Столица Боснии и Герцеговины — город Сараево. Для большинства гостей знакомство со страной начинается с этого города. Сараево вытянулось вдоль реки Миляцки. Через эту реку перекинуто 35 мостов! На мостах нередко вершилась история Сараево, а иногда и всего мира.

МОСТ «ПОСПЕШАЙ МЕДЛЕННО»

На полотне моста написано его название на боснийском языке и на латыни: Požuri polako, или Festina lente.

Напротив сараевской Академии искусств через реку Миляцку переброшен головокружительный мост. Он имеет форму петли: чтобы перебраться с берега на берег, придётся часть пути провести вверх ногами. По крайней мере, такое впечатление возникает, если смотреть на него в профиль, например, с соседнего Эйфелевого моста. На самом деле это лишь иллюзия, акробатических трюков от прохожих не требуется.

мосты сараево

Мост придумали трое студентов Академии искусств, на тот момент второкурсники кафедры промышленного дизайна. Конкурс проектов моста у Академии проводился в 2007 году, а к реализации проекта-победителя приступили только в октябре 2011. Мост торжественно открыли 22 августа 2012 года.

Бездна смыслов

Жители Сараево с традиционными представлениями о прекрасном полагают, что прообразом послужила пита-зврк (волчок). В такой пите начинку заворачивают в тонкое тесто, а получившуюся трубочку скручивают спиралью. Прогрессивная молодёжь считает, что авторы моста планировали не что иное, как тренажёр для скейтбордистов.

На самом деле, авторы вкладывали несколько иной смысл. Левое и правое полотна моста – начало быстрого движения с берега на берег (поспеши, поторопись). Но в центре внезапно – петля, узел, где случаются внезапные встречи (помедли, пообщайся с приятелями). Отсюда и название.

мосты сараево

Вы думаете, на этом символические значения моста исчерпаны? Мы ещё толком и не начали! Эта простая с виду форма полна дополнительных смыслов. Связь левого и правого берегов – одновременно и связь духовного с материальным, согласно архетипической символике левой и правой сторон. Петля образует своеобразные ворота, портал. Каждое утро студенты, проходя в эти ворота, оставляют за спиной повседневность и вступают в пространство искусства, а после занятий тем же путём возвращаются в реальность.

В этом месте стороны реки, действительно, выглядят, как два разных мира. На левой стороне Академия искусств, одно из красивейших сараевских зданий. На противоположном конце моста справа и слева по унылой пятиэтажке социалистической эпохи.

Форма

С символикой мы разобрались, но работа дизайнеров не ограничивается внедрением в объект смыслов. Что с формой? В Фейсбуке есть страница моста, поэтому ответы на вопросы о форме и стиле удалось получить из первых рук. Стиль, в котором работали дизайнеры, – неомодернизм, точнее, одно из его узких направлений: деконструктивизм, предполагающий «разборку», деформацию привычных объектов.

мосты сараево

Авторы ставили целью создать «не-мост», то есть объект, непохожий на то, что мы привыкли называть мостом. Главный элемент любого моста – это полотно, переброшенное с берега на берег. В случае Festina lente полотно моста закручено в петлю.

ЭЙФЕЛЕВ МОСТ

Жители Сараева считают, что этот мост спроектировал Густав Эйфель. Мост находится возле Скендерии, выставочно-спортивного комплекса на левой стороне реки Миляцки.

эйфелев мост в сараево

Стальные элементы моста, построенного в 1893 году, очень похожи на те, что использованы в конструкции Эфелевой башни. Впрочем, как и на элементы тысяч других железных конструкций, спроектированных на рубеже 19-го и 20-го веков. Существует городская легенда, что мост на Скендерии сконструировал сам Густав Эйфель или, в крайнем случае, сотрудник его бюро.

Более вероятно, что автором моста был австриец Адольф Кунертх: в городском архиве сохранился чертёж, подписанный его именем. Но «Кунертхов мост» звучит не так эффектно, как «Эйфелев».

МОСТ ARS AEVI

Мост к несуществующему музею. В Сараево есть один музей, равному которому в мире ещё пойди поищи. Это музей современного искусства «Ars Aevi», коллекция которого собрана во время осады Сараево в 1992—1995 годах: художники с мировой славой дарили свои произведения осаждённому городу.

мосты сараево

К сожалению, для коллекции до сих пор не построено подходящее здание, она выставлена в своеобразном временном «депо» на Скендерии. Однако, проект здания музея уже существует, и место для него выбрано.

Проект разработал итальянский архитектор с мировой известностью Ренцо Пияно (Renzo Piano). Музей построят на правом берегу Миляцки рядом с Историческим и Земальским музеями. Уже существует мост, чтобы удобнее было попадать в несуществующий музей.

Этот мост так и назвали – Ars Aevi. Его спроектировал всё тот же Ренцо Пияно и он же, вместе с итальянскими партнёрами, оплатил строительство. Пешеходный мост открыли в 2002 году. А музей обещают открыть в 2018 году.

РИМСКИЙ МОСТ (ИЛИДЖА)

Мост через реку Босну на западной окраине Сараево. Римский мост перекинут через Босну — реку, давшую название стране. Это единственный сохранившийся каменный мост через Босну, длина которой, кстати, 270 километров.

Он находится всего в двух километрах от истока реки, на западной окраине Сараево рядом с парком Илиджа. Римский мост считают своеобразными воротами города с западной стороны, аналогично тому, как Козий мост над рекой Миляцкой служит восточными воротами.

римский мост в сараево

История

Название «римский» наводит на мысль о том, что мост был построен древними римлянами. Предположение небезосновательное: в двух-трёх километрах от моста действительно было древнеримское поселение, чему свидетельствуют многочисленные археологические находки.

Однако мост построили позже – между 1530 и 1550 годами, что, впрочем, не исключает, что он построен на месте более старого объекта. С давних времён здесь проходил караванный путь, ведущий от Адриатического побережья в глубину континента; чуть западнее в него вливается дорога из Средней Боснии. Сейчас эта дорога заброшена, рядом, в 150 метрах прошла новая дорога с железобетонным мостом через Босну.

мост илиджа сараево

О том, что к 1550 году мост уже существовал, свидетельствует фрагмент путевых заметок венецианского посланника Катарино Зено, который в том году на пути к Сараево перешёл реку Босну «по мосту о семи сводах, с которого видно, как река выбивается из горы». Сейчас истока с моста не видно, но несколько веков назад не было ни построек, ни парка, его заслоняющих.

Архитектура

По архитектуре моста предполагают, что это произведение местных мастеров – мост возведён без особых изысков, зато надёжно. Они отлично адаптировали конструкцию к рельефу местности и поведению реки. В этом равнинном месте Босна довольна широка, а весной растекается ещё шире. Поэтому мост невысокий, но очень вытянутый и с длинными подъездными пандусами.

Мост состоит из семи арок полукруглой формы: их высота и ширина ритмично нарастают к центру. Центральный свод самый большой – 5,70 метра, крайние имеют ширину всего 3,30 метра.

Длина моста 52 метра, ширина 4,5 метра, высота в центре 4,5 метра. Мост построен из блоков известняка, соединённых раствором. Элементы свода соединяются железными скобами и залиты оловом. Полотно моста вымощено крупными камнями.

 

Комментарии из Facebook

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *